|
Торгово-промышленный потенциал
Главная / Полезная информация / Торгово-промышленный потенциал /
Республика Польша всегда была связующим звеном между Востоком и Западом, через её территорию вели торговые пути, соединяющие эти две части мира.
В настоящее время у Польши достаточно потенциала для того, чтобы стать важным экономическим партнером для стран Центральной и Восточной Европы. На сегодняшний день это одна из самых динамично развивающихся стран. Экономические успехи обеспечили стране репутацию надежного и перспективного партнера. По выпуску многих промышленных товаров Польша причисляется к ведущим мировым производителям. За последнее время увеличился поток иностранных инвестиций в страну. Этому способствуют политическая и экономическая стабильность, системные экономические преобразования, ёмкий внутренний рынок, благоприятный инвестиционный климат.
У Польши достаточно потенциала для того, чтобы стать важным экономическим партнером для стран Центральной и Восточной Европы. Это не только географическое соседство, но также языковая и культурная общность. Польша, являясь лидером экономического роста в этой части Европы, может служить примером для подражания на пути к современной рыночной экономике и демократическому государству.
Валовый Национальный Продукт
В 1992 году ВНП в Польше вырос на 2,6%. Таким образом, Польша стала первой страной бывшего восточного блока, вписавшей в свою посткоммунистическую историю полный год экономического роста. В каждом последующем году процесс экономического выздоровления получал новые импульсы в виде значительного роста промышленного производства и динамичного увеличения внешнеторговых оборотов. В 1995 ВНП вырос на 7%, причем рост промышленного производства составил около 10%. Однако, в том же году значительно увеличился торговый дефицит, поскольку внутреннее потребление росло, импорт поглотил инвестиции и реальные доходы от экспорта. Приток прямых иностранных инвестиций в размере свыше 1 миллиарда долларов благоприятно сказался на укреплении официальных финансовых резервов и сбалансировании внешней задолженности . В 1997 году ВНП вырос на 6,9% причем рост промышленного производства достиг величины 8,3%.
Международная торговля
Рост международного торгового оборота сыграл большую роль в процессе оздоровления польской экономики. В период между 1992 и концом 1997 года экспорт возрос почти на 53% и, в пересчете на доллары США, составил 24,4 миллиарда. За это время импорт вырос на 50%, достигая величины 34,4 миллиардов долларов США. Торговый дефицит увеличился с 1,8 миллиарда долларов в 1994 году до десяти миллиардов в 1996. В 1997 году дефицит также существенно возрос из-за повышения уровня внутреннего потребления и инвестиций, стимулирующих импорт, а также из-за амортизации обменного курса и медленного роста экспорта в ключевых экспортных областях.
Зарубежные инвестиции
Объем прямых зарубежных инвестиций возрос с 4,3 миллиардов долларов США в конце 1994 года до 20,6 миллиардов долларов в конце июня 1997. Согласно данным польского агентства по зарубежным инвестициям, объем прямых зарубежных инвестиций достигнет 30 миллиардов долларов к концу нынешнего столетия. Наибольший удельный вес имеют инвестиции США около 23,1 %, немецкие инвестиции составляют 13 %, транснациональные корпорации вложили 11,3 % общей суммы, Италия - 10,2 %, Франция - 8,4 %. В основном иностранный капитал направляется в промышленное производство; 3 миллиарда долларов было направлено в производство продуктов питания, напитков и табачную промышленность.
Состояние польской экономики накануне вступления в ЕС
Польские реформы часто приводят в качестве эталона рыночных преобразований. ВВП страны превысил дореформенный уровень 1989 года уже на 30%. Достижения очевидны: поляки ездят на европейских автомобилях, в крупных городах вокруг вывески известных западных инвестиционных и коммерческих сетей. Один из стимулов для реформ - стремление вступить в Европейский Союз. Желание стать частью объединенной Европы выражается даже в автомобильных номерах, которые с этого года оформлены по европейским нормам. У Польши есть все шансы попасть в Евросоюз в 2003 году. Однако за такую перспективу приходится расплачиваться. В течении последних трех лет у Польши огромное отрицательное сальдо текущего платежного баланса. После кризиса 1997 года в Юго-Восточной Азии товары и услуги азиатского происхождения стали дешевле польских или сопоставимы с ними по ценам, а следствием российского дефолта 1998 года стала потеря восточного рынка. На сложность положения повлияла также смена руководства Центрального банка. В канун Рождества Национальный Польский Банк покинула председатель Халина Гранкевич-Вальц, возглавлявшая его с 1993 года и именуемая не иначе как "польским Гринспеном". Ей на смену пришел архитектор и исполнитель польской шоковой терапии 1990 года Лешек Бальцерович. Все инвестиционные банки расценили это назначение положительно, на валютных торгах курс польского злотого за неделю укрепился с 4,5 до 4,1 за доллар. Поляки любят повторять, что их экономике благополучно удалось пережить азиатский кризис и российский дефолт. Однако оттока денег с фондового рынка избежать не удалось: после августа в России инвесторы посчитали, что Польша тоже находится в зоне риска, а "выстоявший" злотый позволил полякам с выгодой для себя покупать подешевевшую продукцию России и стран Юго-Восточной Азии, но одновременно закрыл путь польским товарам на рынок той же России. Всего за два последних года отрицательное сальдо платежного баланса увеличилось с 4 до 7,4% ВВП. В этом году оно вырастет до 9%. Только государства ЕС, а также Чехия, Венгрия и Словакия продолжают после 1998 года потреблять польскую продукцию в прежнем объеме. Экспорт же в другие страны Центральной и Восточной Европы сократился на 35%, включая 55-процентное падение объемов экспорта в Россию. Импорт же товаров, например, из России сократился лишь на 15%. В сокращении объемов экспорта с 32,4 млрд. долларов в 1998 году до 27,8 млрд. в 1999 году виноват и малый польский и средний бизнес, до сих пор специализирующийся на товарах с низкой добавленной стоимостью. Ухудшают платежный баланс и растущие процентные выплаты по обслуживаю долга, составившие в прошлом году 3,3 млрд. долларов (в этом 4,2 млрд.) Стоит обратить внимание и на последствия фискальной политики правительства и денежной политике Центрального банка. Стабильный злотый и высокая процентная ставка (20,5%) при финансировании дефицита бюджета за счет краткосрочных займов увеличили приток спекулятивного капитала и уменьшили долю прямых инвестиций. В 1996 году дефицит платежного баланса на 93% финансировался прямыми иностранными инвестициями. В 2000 году он финансировался краткосрочными спекулятивным капиталом более чем на 60%. Опасения вызывает и дефицит бюджета. Из-за масштабных социальных программ он вырос до 3,7% ВВП. Долгое время решать бюджетные проблемы и обеспечивать приток прямых иностранных инвестиций позволяла масштабная приватизация промышленности и банковского сектора. Так, только от продажи контрольных пакетов акций Bank PKO SA и Bank Zaсhodni SA. В 1998 году бюджет получил 1,6 млрд. долларов, а продажа пакета акций телекоммуникационного подразделения промышленного конгломерата Elektrim принесла государству еще 1,2 млрд. долларов. В 1999 году доходы от приватизации составили 3,4 млрд. долларов, а в прошлом году было запланировано получить 5 млрд. долларов. Эти деньги должна была принести продажа пакета акций в 25-35% телекоммуникационной компании TP SA, 30% нефтехимической компании PKN ORLEN и 20-30% акций НПЗ Rafineria Gdanska. Однако привлекательных объектов приватизации на будущее уже не осталось, а оставшиеся требуют существенных вложений. Средства, которые правительство намеревалось получить от приватизации, необходимы для поддержания экономики на плаву при продолжении экономических реформ. Парламент уже одобрил закон, по которому деньги от продажи 7% акций приватизированных компаний будут переданы на поддержание сокращаемых работников. Дополнительно, по 2% акций будут закрепляться за государственными фондами, занятыми научными исследованиями и реструктуризацией государственных предприятий. Для закрытия угольных шахт правительству потребуется 3,5 млрд. долларов, основная часть этих средств - выходные пособия шахтерам. Положение усугубляется тем, что нынешнее правительство одновременно проводит масштабные реформы в социальной сфере. Сильный злотый, высокие процентные ставки и несовершенство трудового законодательства делают бизнес в Польше очень дорогим. Чтобы исправить положение, надо принимать срочные меры, пожертвовав частью сегодняшних достижений в сфере макроэкономики. Прежде всего, речь идет о снижении процентной ставки, иначе ряд предприятий продолжит практику заимствования за рубежом, начатую в 1998 году. Правящие сегодня правые - "Акция Выборча" и "Солидарность" - вряд ли пойдут на какие-то радикальные меры. Тем более, что победу на осенних выборах прочат оппозиционному "Демократическому левому союзу". Первым делом новому правительству придется решать задачу уменьшения отрицательного сальдо платежного баланса при стабильном злотом и проблему безработицы. Решению проблемы поиска компаниями дополнительного капитала и создания новых рабочих мест на высвобождаемые средства должна помочь, по мнению правительства, налоговая реформа, в рамках которой к 2004 году налог на доходы корпорации сократится с 34 до 22%. Разгрузить бюджет от обременительных социальных расходов призваны пенсионная реформа и реформа системы здравоохранения. Суть первой реформы в стимулировании негосударственных пенсионных фондов. Развитие таких фондов, которые треть своих активов могут инвестировать в акции, принесет на фондовый рынок дополнительные средства и создаст базу для формирования национального капитала. Изменения ожидаются и в сфере здравоохранения. Прогнозируется, что до 2002 года на рынке возрастет роль частных страховых компаний, а тарифы на обслуживание будут определяться рынком, что позволит постепенно отказаться от бюджетного финансирования здравоохранения в целом. Региональные больничные кассы будут финансировать клиники, исходя из объема оказанных услуг. К сожалению, практику закрытия шахт и увольнения в металлургической отрасли избежать не удастся. Но это необходимая мера не только из соображений снижения госрасходов или повышения экономической эффективности предприятий, но и в рамках структурных реформ, которые Польша должна провести перед вступлением в ЕС. Членство в Евросоюзе - аргумент, который должен перевесить любые возражения против этих мер. От вступления в Евросоюз сегодня ожидают не столько выгод единого рынка, сколько получение средств на различные экономические и социальные программы помощи, которую ЕС оказывает менее развитым странам Союза. Польша в таком случае может рассчитывать на несколько миллиардов долларов в год.
Источник: www.ewm1.pl
вернуться к разделу «Полезная информация»
|
|