+7 (495) 663-30-72 (мн.)

Ошибка!

Ошибка базы данных
вернуться назад
Туры в Польшу
Отели Польши
Отели Белостока (5)
Отели Бельска-Подляски (4)
Отели Бялки Татранской (2)
Отели Варшавы (79)
Отели Вроцлава (24)
Отели Гданьска (22)
Отели Закопане (57)
Отели Катовице (9)
Отели Кракова (87)
Отели Кудовы Здрой (3)
Отели Лодзи (13)
Отели Люблина (7)
Отели Ольштына (6)
Отели Ополе (3)
Отели Познани (28)
Отели Сопота (8)
Отели Щецина (3)
Статьи о Польше
Краков
О гимне Польши
Поездка в Польшу
Познань
Статистические данные
Контактная информация
Польские новости
19.09.08 | Геопарк станет новой достопримечательностью Польши
11.09.08 | В Польше можно отдохнуть от цивилизации
02.09.08 | Туристы не хотят ехать в Польшу
30.08.08 | Театральная ночь в Варшаве: представления на Центральном вокзале
30.08.08 | Польша: пляж в Свиноуйсьце стал нудистским
19.08.08 | Музей динозавров открылся в Польше
14.08.08 | Бесплатные экскурсии в Познани
06.08.08 | Краков приглашает на празднование победы в Венской битве
31.07.08 | Гданьск: роскошный отель в амбаре
24.07.08 | Традиционная ярмарка ремесел проходит в Сопоте





Театр

Главная / История и культура / Театр /

Наряду со многими видами и вариантами драматического театра, в основу которого положено художественное слово, в Польше развиваются и достигают замечательных результатов такие театральные жанры, главными выразительными средствами которого являются невербальные элементы (пантомима, музыка, танец). Растет популярность кукольного театра, театра фигур и теней. В Польше есть даже театр рисунка и театр огня и бумаги. Кроме театров, опирающихся на крепкий фундамент многовековых традиций и высокопрофессиональных трупп под руководством опытных мастеров, в различных районах страны действуют любительские, бродячие театры, не имеющие собственных театральных помещений, постоянного бюджета и сценической аппаратуры. В Польше таких театров наeчитываются сотни - среди них есть как экспериментальные, так и традиционные коллективы энтузиастов театрального искусства.   

Эта разнородность и подлинный энтузиазм многих деятелей и любителей театра служит лучшим доказательством того, что театр в Польше - явление живое, не боящееся постоянных экспериментов.  Об этом говорит также тяга к нему зрителей, особенно молодых, ищущих "свои" сцены и создающих вокруг них неповторимую атмосферу. Красноречивым свидетельством растущего интереса к театру в Польше является рост числа фестивалей и специализированных периодических изданий, среди которых стоит отметить такой замечательный журнал, как "Диалог", представляющий новейшие достижения мировой драматургии.

Так же, как и в других странах Европы, в Польше наиболее распространен такой вид театра, как драматический, опирающийся на деятельность относительно постоянных коллективов. Несмотря на произошедшие в последние годы перемены, польская сцена - это, прежде всего, сцена режиссеров, которые своими спектаклями формируют стиль и имидж конкретных театров. Среди этой категории театров наиболее показательным может считаться театр "Народовы" (Национальный) в Варшаве. Костяк репертуара этого театра составляют лучшие пьесы как польских, так и зарубежных авторов, с которыми режиссеры ведут своеобразный сценический диалог, и в спектаклях по классике мировой драматургии ставят проблемы, задевающие за живое современных поляков. В этом неустанном поиске театр "Народовы" многократно шел на самые смелые эксперименты, что, несмотря на представительность и долгие традиции, не дает театру застыть в форме академического.

  увеличить
фото  

Наиболее характерными для театра "Народовы" являются спектакли Ежи Гжегожевского (директора театра в 1997 - 2002 гг.). Пользуясь огромной палитрой выразительных средств (метафорическими элементы художественного оформления - панно, огромными музыкальными инструментами, символическими реквизитами), производя собственный "монтаж" классических текстов, режиссер испытывает эти пьесы на "прочность", ища в них смысл, который они могут иметь здесь и сейчас.  Несколько более консервативен другой польский театр, также имеющий статус национального, при этом - единственный в Польше, входящий в Союз европейских театров. Речь идет о Национальном театре "Стары" в Кракове. Сцена, прославившаяся в 70-е гг. великолепными, вызвавшими восторг во всем мире спектаклями Конрада Свинарского, Ежи Яроцкого и Анджея Вайды, сегодня обращается к традициям тех лет в поиске достойных последователей выдающихся мастеров.

В настоящее время одним из самых интересных режиссеров, сотрудничающих с театром "Стары", является Кристиан Люпа.  Этот режиссертечение многих лет последовательно ставит на его сцене пьесы и инсценировки прозы немецких авторов (Т. Бернгард, Р. М. Рильке, Р. Мусил), не колеблясь, например, перенести на сцену такие сложные прозаические произведения, как, например, "Лунатики" Г. Броха. Кристиан Люпа также известен своей привязанностью к русской литературе (инсценировка романа "Братья Карамазовы" Достоевского и  недавняя постановка романа "Мастер и Маргарита" Булгакова). Люпа разбивает традиционный ход театральных представлений, ускоряя или замедляя их темп, сосредотачиваясь не на содержании или основном конфликте, а на поэтических достоинствах отдельных ситуаций. Театр Кристиана Люпы - это театр философской и экзистенциальной рефлексии, в центр которого поставлен современный человек, мучительно ищущий свое место в мире, который становится всё более бесчеловечным. В течение нескольких сезонов спектакли Люпы регулярно показываются в Париже, где они встречаются с исключительно теплым приемом критиков и взыскательной публики.

  увеличить
фото  
 

Во второй половине 90-х гг. в польский театр влилось молодое поколение режиссеров, предпринявших попытку создания спектаклей, отвечающих опыту и проблемам поколения тридцатилетних, воспитанных на массовой культуре, привыкших к быстрой смене видеоряда, при этом всё больше теряющихся в мире потребления. Лидерство в этом направлении держит варшавский театр "Розмаитощи", называемый "самым быстрым театром города". Среди работающих там режиссеров выделяются Кшиштоф Варликовский и Гжегож Яжина. Варликовский получил международное признание, благодаря циклу новаторских постановок Шекспира, осуществленных как в Польше ("Укрощение строптивой", "Гамлет"), так и за рубежом ("Перикл" в Piccolo Teatro в Милане, "Зимняя сказка" и "Буря" в Stadt-Theater в Штутгарте). Яжина в поисках отражения на сцене сложной экзистенциальной ситуации современного человека обращается как к современной драматургии ("Тропический бзик" С.И. Виткевича, "Ивона - принцесса Бургундская" В. Гомбровича, "Неопознанный труп" Б. Фразера), так и к классике европейского романа ("Идиот" Достоевского, "Доктор Фауст" Т. Манна - спектакль, поставленный в Hebbel Theater в Берлине). В последнее время оба режиссера заинтересовались творчеством Сары Кэйн, поставив два всколыхнувших общественное мнение спектакля: "Очищенные" (Варликовский) и "Psyhosis 4.48" (Яжина).

Театральная карта Польши, на которой многие годы важнейшими пунктами были Варшава и Краков, в течение последнего десятилетия значительно изменилась. Правда, ведущей позиции двух польских столиц - административной и культурной - ничего не угрожает, но сегодня серьезным конкурентом Кракова является Вроцлав, в театрах которого ставят спектакли как признанные мастера (Ежи Яроцкий, Кристиан Люпа), так и группа молодых экспериментаторов во главе с Петром Цепляком и Павлом Миськевичем. Не меньшими театральными амбициями обладают Познань, Гданьск и Лодзь. Одним из наиболее удивительных сюрпризов последних сезонов стал небывалый подъем театра в небольшой местности Легница - в прошлом главной базе советских войск в Польше. Директор театра в Легнице Яцек Гломб начал активный поиск диалога с местными зрителями и поставил несколько спектаклей на тему жизни местной общественности, а также шедевров мировой классики в необычных декорациях (например, трагедию "Кориолан" Шекспира, идущую в старых прусских казармах).

  увеличить
фото  
"Очищенные"

Несомненно, своими величайшими достижениями в ХХ столетии польская сцена обязана творцам, искавшим новые формы и новые направления театрального искусства. С самого начала большого реформаторского движения в Европе польские деятели театра делали смелые шаги. Польское течение реформы характеризовалось соединением театрального языка с языком метафизики. Источником поисков в этой области было творчество и философская мысль польских романтиков, в первую очередь - Адама  Мицкевича. В его драматической поэме "Дзяды" - программном  произведении польской литературы - заключена идея театра как сочетания массового зрелища и религиозного обряда, своеобразной мистерии под управлением актера. В последующие годы к такому видению театра обращались ведущие мастера польской сцены, развивая эту идею, или полемизируя с ней.

Именно из этих корней выросло творчество Станислава Выспяньского - поэта, художника, идеолога театра, который, живя и творя на рубеже XIX и XX вв., оказал огромное влияние на развитие театра в течение всего последующего столетия. Его драматургия, вскормленная искусством романтизма и символизма, соединяющая католические, языческие и античные традиции с жизненными и политическими проблемами рождавшегося века, до сих пор еще не полностью раскрытая и понятая, представляет собой живое наследие, к которому не ослабевает интерес потомков. Из этого источника черпали создатели монументального театра: Леон Шиллер (соратник Эдварда Гордона Крэга), Юлиуш Остерва, Вильям Хожица. Наследником идей Выспяньского считал себя Тадеуш Кантор - художник-авангардист, который на пути новых выразительных средств осваивал театральное пространство и пришел к режиссуре. Годы смелых поисков (попытки ввести в драматический театр элементы ташизма и хэппенинга), привели Кантора к созданию собственной модели театра, названной "Театром смерти". Самые известные спектакли Кантора: "Умерший класс", "Велеполе, Велеполе", "Я никогда сюда не вернусь" представляли собой драматические сеансы - своеобразные действа о бренности бытия, где визуальные элементы оформления, слова, звуки деформировались как бы в процессе умирания. В основу этого театра легли коллективная память и трагический опыт страшного ХХ века - века холокоста.

Эксперимент совершенно другого рода, хотя выросший из тех же самых корней и также направленный на обновление театра, сделал Ежи Гротовский. Разрабатывая технику так называемого "актерства-священнодействия" и стремясь к созданию спектакля как бескорыстного акта жертвоприношения, Ежи Гротовский наряду с Константином Станиславским еще одним великим реформатором театра и основоположником новой методики воспитания актера, а его книга "Towards a Poor Theatre" является одним из важнейших учебных пособий в театральных вузах всего мира. Спектакли возглавляемого Гротовским Театра-лаборатории, такие как "Акрополь" (драма Выспяньского в сценическом оформлении, представлявшем концентрационный лагерь), "Стойкий принц" (по Кальдерону - Словацкому), "Apocalypsis cum figuris" являются вершинами театрального искусства ХХ в. и эталонами мастерства для многих творцов. Идеи и практика Гротовского вдохновляли таких известных режиссеров, как Питер Брук, Эуженио Барба, Ричард Шехнер, Андре Грегори. В последние годы своей жизни и деятельности Гротовский занимался исследованием возможностей создания драматической структуры, воздействие которой было бы сходно с религиозным обрядом. После смерти мастера (1999 г.) эту работу продолжают его ученики - Томас Ричардс и Марио Бьяджини, руководители основанного Гротовским Workcenter в Понтедере (Италия).

Творчество Ежи Гротовского оказало влияние также на многих деятелей польского театра. Влодзимеж Станевский, который после нескольких лет тесного сотрудничества с Гротовским взбунтовался против мастера, в 1977 г. основал в маленькой деревне под Люблином Центр театральной практики "Гардзенице". Сегодня этот Центр известен во всем мире, а разработанная Станевским методика актерской работы, получившая название "экологии театра", считается одной из важнейших, созданных в ХХ веке. Для "Гардзенице" наиболее характерен подход к театру как к одному из многих видов культурной деятельности, которые ведет Центр: среди них, например, экспедиции в районы, где проживают народности,  культивирующие традиции предков (восточные земли Польши, деревни лемков, украинская Гуцульщина), а также тесная связь конкретного театрального представления с местом, в котором оно рождается. Спектакли "Гардзенице" необычайно яркие, насыщенные музыкой, пластикой, народными песнопениями, основаны на мифологии Востока и Запада. Вот уже несколько лет Станевский проявляет особый творческий интерес к Древней Греции как к источнику европейской культуры и духовности. После представления "Метаморфозы" по Апулею (показанного в Германии, США, Великобритании, Испании и других странах), Станевский с труппой "Гардзенице" поставил трагедию Эврипида "Электра" - спектакль, говорящий о новых направлениях поисков этого режиссера.

Коллектив Влодзимежа Станевского воспитал основателей многих очень интересных творческих центров, не только театральных. В местности Сейны действует Фонд "Пограничье", основанный Кшиштофом Чижевским, когда-то тесно связанным с "Гардзенице". Одной из форм деятельности Фонда "Пограничье" является театр (например, инсценировка "Дибука" Шимона Анского), а целью - популяризация уникального богатства культуры пограничных земель, веками сочетавшей польские, еврейские, белорусские, литовские, украинские и даже татарские традиции.

Воспитанником "Гардзенице" является также основатель Фонда "Музыка кресув" (кресами в Польше называют бывшие восточные земли - прим. переводчика) Ян Бернад, посвятивший себя возрождению прекрасных традиций многонациональной народной музыки этих районов.

В 60-е и 70-е гг. прошлого века, одновременно с творческими поисками Гротовского, в Польше развивалось театральное движение активного участия в общественной и политической жизни. Сначала это был, прежде всего, студенческий театр, а позже, во время военного положения в это движение включились круги профессионалов, организовавшие спектакли подпольного Домашнего театра. Специфической формой политического протеста, выраженной театральными средствами, была деятельность неформальной творческой группы "Помаранчова альтернатива" из Вроцлава, которая устраивала массовые хэппенинги, высмеивающие официальные символы и церемонии. После обретения Польшей независимости в 1989 г. это движение ослабло, но в последнее время начало возрождаться, приняв антикапиталистический и антивоенный характер. Центром этого обновленного театрального движения стал Вроцлав, где кроме известного на рубеже 70 - 80-х гг. театра "Восьмого дня" (спектакль "Пик" как манифест антиглобализма), действует театр "Бюро подружи". Одним из его творческих достижений является пленэрный спектакль "Carmen Funebre", созданный под влиянием событий в бывшей Югославии, который театр вот уже несколько лет показывает во всем мире.

Другое театральное направление, активно развивающее в Польше - это так называемый пластический театр, практически полностью отказавшийся от слова и пользующийся визуальными ассоциациями в качестве основного выразительного средства. Основоположником этого театра считается Юзеф Шайна (р. 1922) - художник, чье сотрудничество с театром началось с работы над оформлением спектаклей. От сценографии Шайна перешел к режиссуре. Его зрелищные представления начала 70-х гг. с использованием картин, света, пиротехники и других мощных визуальных средств создавались в эстетике экспрессионизма и сюрреализма. Оригинальность театра Шайны сформировалась не только под влиянием его собственного опыта как живописца и пластика, но и личных переживаний (во время войны он был узником концлагерей), оставивших неизгладимый след на его творческом видении мира - мира, подвергнувшегося деформации, находящегося под угрозой разрушения основных человеческих ценностей. Самые известные в Польше и за границей постановки Шайны: "Данте", "Сервантес", театрально-пластическая композиция об ужасе войны и лагерей смерти "Реплика". В настоящее время ведущим представителем пластического театра является Лешек Модзик, основавший театр "Сцена пластична" при Католическом университете в Люблине. Режиссер ставит спектакли, форму которых можно определить как род театральной медитации, а их тематика связана с религией и извечным поиском смысла жизни.

  увеличить
фото  
"Carmen Funebre"

К этому же направлению приближаются театрализованные хэппенинги Ежи Калины и театральная деятельность варшавской Академии движения. Говоря о связях пластики и театра, стоит отметить, что в Польше по-прежнему активны артисты, работающие в жанре художественного перформанса.

Польские экспериментальные театры считаются одними из наиболее интересных театров в Европе, о чем свидетельствует регулярно присуждаемая им премия Fringe First на престижном фестивале в Эдинбурге. В последние годы лауреатами этой премии стали театры: "Бюро подружи", "Вершалин", "Кана", "Провизориум".

В последние годы Польша переживает буйный расцвет музыкальных театров. Кроме успехов известных во всем мире композиторов и певцов, всё более заметными становятся достижения польских режиссеров-постановщиков оперных спектаклей, получающих высокую оценку в глазах международной театральной общественности. Ведущую позицию занимает Рышард Перит, сотрудничающий со столичным Камерным оперным театром (в котором ежегодно организуется Моцартовский фестиваль) и Национальным оперным театром. Этот режиссер известен, прежде всего, театрализацией таких музыкальных форм, как оратории, среди которых самой масштабной постановкой стал "Реквием" Джузеппе Верди на Красной площади в Москве. Сезоны последних лет отметились необыкновенным творческим взлетом Мариуша Трелиньского - кинорежиссера и оперного постановщика, которого приглашают такие театры, как Метрополитен Опера в Нью-Йорке. Широко известны также польские театральные художники - авторы декораций к оперным спектаклям. Большим успехом пользуются сценографические проекты Анджея Маевского.

В Польше растет популярность театра танца. Кроме классического балета, (лучшие коллективы классического направления, как правило, работают в театрах оперы и балета), еще в 60-е и 70-е гг. начали создаваться коллективы современного танца. Среди них следует особо отметить Польский театра танца в Познани, основанный Конрадом Джевецким и руководимый сегодня Эвой Выциховской, а также вроцлавский театр "Пантомима" Генрика Томашевского (1919 - 2001). С 90-х гг. центрами театра танца стали Бытом (известный своим Силезским театром танца) и Краков - города, в которых проходят международные фестивали, на которые собираются ведущие танцевальные коллективы и танцоры-солисты со всего мира.

Представляя различные формы польской театральной жизни, нельзя не вспомнить о феномене Театра Телевидения - уникального в мировом масштабе явления. Несколько раз в неделю в установленное время Польское Телевидение представляет театральные спектакли (поставленные в условиях телевизионных студий или съемки постановок на сцене). Благодаря этому, публика во всей стране, даже в самых отдаленных ее уголках имеет возможность знакомства, как с классическим репертуаром, так и современной драматургией, а также разными театральными формами, причем в исполнении лучших актеров. В течение полувека со дня своего основания Театр Телевидения выработал свой специфический стиль и язык, превращая даже случайных зрителей в своих верных поклонников. Столь же уникальным и ценным явлением считается "старший брат" Театра Телевидения - радиотеатр, который может гордиться как своими замечательными традициями, так и сегодняшними достижениями.  


Огромная сила польского драматического театра заключается в замечательной школе актерского мастерства. Традиции, основоположниками которых были выдающиеся актеры XIX в. во главе со "звездой двух континентов" Хеленой Моджеевской, живут в новых поколениях артистов. Величайшим актером польской сцены второй половины ХХ в. признан Тадеуш Ломницкий, скончавшийся от инфаркта в 1992 г. во время репетиции "Короля Лира". Поскольку в Польше нет разделения на театральных актеров и киноактеров, многие звезды польской сцены хорошо известны зрителям во всем мире по фильмам Анджея Вайды (например, Войцех Пшоняк, Даниэль Ольбрыхский, Кристина Янда, Ежи Радзивилович), или Кшиштофа Кеслёвского (Ежи Штур, Януш Гайос). Сегодня наиболее известным в Европе польским театральным актером стал Анджей Северин, работавший в 1984 - 1988 гг. в международной труппе Питера Брука, ставившего инсценировку "Махабхараты". С 1993 г. Анджей Северин играет на сцене легендарного Комеди Франсез, являясь единственным актером иностранного происхождения, зачисленным в штат театра.

 
  увеличить
фото  
Тадеуш Кантор

Тадеуш Кантор (1915 - 1990) когда-то был назван "самым международным из польских творцов и самым польским из международных". Мировую славу принес ему театр, но и на сцене Кантор оставался художником, который мыслит картинами, а живыми актерами, куклами и предметами реквизита пользуется, как красками для создания полотен. Необычность формулы его "Театра смерти" состояла в создании пластической иллюстрации механизмов памяти: фрагментов ирреальных  картин, обрывков воспоминаний, карикатурных эпизодов из прошлого. Спектакли Кантора казались самостоятельным пространством, в котором взаимодействовали живые и мертвые, в биографию автора вплетались исторические события, национальные мифы и личные страхи отзывались мучительным эхом. Но символы и эмоции автор заключал в железную дисциплину формы, благодаря чему спектакли театра Кантора "Крико-2", приобретая универсальное значение, волновали и трогали зрителей в любом уголке земного шара.

  увеличить
фото  
Тадеуш Кантор: "Умерший класс" - спектакль в Оперном театре в Сиднее, Австралия, 1978; из архивных собраний "Крикотеки"

Международные фестивали представляют собой специфический элемент театральной жизни Польши, дающим возможность встретиться и сравнить свои достижения творцам Востока и Запада. Эта идея легла в основу как фестиваля "Контакт", каждую весну проходящего в Торуни, так и фестиваля "Диалог", который организуется осенью с двухлетним промежутком во Вроцлаве, попеременно с краковским фестивалем "Дедикации" (октябрь) и варшавским "Споткания" (ноябрь). К интересным театральным мероприятиям международного характера  следует причислить также "Конфронтации театральне" в Люблине (октябрь) и представляющий, прежде всего, масштабные театрализованные представления на открытых площадках фестиваль "Мальта" в Познани (июнь), а также фестиваль "Краковская балетная весна" и Бьеннале Кукольных театров в городе Бельско-Бяла.

  увеличить
фото  
Иоанн Павел II

В Польше сохраняется обычай устраивать пасхальные мистерии, являющиеся сплавом литургии и театрализованного представления. Самые известные мистерии такого рода устраиваются в Страстную неделю в местности Кальвария-Зебжидовска (около 40 км от Кракова; место, включенное в список Мирового наследия ЮНЕСКО), а их традиция уходит корнями в XVII век. Мистерии собирают множество людей и являются возможностью непосредственного контакта с бережно хранимой традицией народного сакрального театра. 

Наиболее известной в мире личностью, чье имя тесно связано с польским театром ХХ столетия, является... Папа Римский Иоанн Павел II (Кароль Войтыла). Его интерес к театру родился еще во время учебы в гимназии, где юный Кароль активно участвовал в постановке спектаклей школьного театра. Во время войны он вместе со своим бывшим учителем Мечиславом Котлярчиком основал конспиративный театр под названием "Театр Рапсодычны", культивировавший романтические традиции живого поэтического слова на сцене. После войны, уже находясь в сане священника, будущий понтифик поддерживал деятельность этого театра, писал рецензии на отдельные постановки. Литературное творчество Иоанна Павла II содержит несколько драматургических произведений, среди которых наиболее известны пьесы "Брат нашего Бога" и "У ювелирного магазина"

 

 

    Источник:  www.poland. gov.pl


вернуться к разделу «История и культура»

Билеты в Польшу
Визы в Польшу
Недвижимость в Польше
Регистрация фирм в Польше
Достопримечательности
Замок в Мальборке
Здравница Соляная Шахта в Бохни
Костелы и синагоги
Культурные заведения Кельце
Малая Польша
Маршрутами приозерий
Музеи под открытым небом
О стране
Основные достопримечательности
Поморье
Сокровищница мира в Польше
Средневековые замки
Туристам
Верховая езда и коневодство
Городские развлечения
На велосипеде по Польше
Ночлеги, питье
Памятка начинающему туристу
По горным маршрутам
Приключения в воздухе
Примерные маршруты
Путешествия по воде
С рюкзаком и веслами
Фотоохота, охота, рыбная ловля
Города Польши
Белосток
Бельск-Подляски
Бялка Татранская
Варшава
Вроцлав
Гданьск
Закопане
Катовице
Краков
Кудова Здрой
Лодзь
Люблин
Мазуры и Сувальщина
Ольштын
Ополе
Подкарпатье
Познань
Силезия
Сопот
Франтишковы Лазне
Цехоцинек
Щецин
Погода
История и культура
Изящная словесность и искусство Польши в эпоху Возрождения
Искусство Польши
Исторические личности Польши
История Польши в датах
Катынская трагедия
Костелы и синагоги
Краткая история Польши
Культура Польши в эпоху Возрождения
Политическая, историческая и научная мысль Польши в эпоху Возрождения
Польский ренессансный менталитет
Польское еврейство
Польша большая и маленькая
Поляки в эмиграции
Театр
Полезная информация
Важные телефоны
Краткатя информация
Посольство и консульства России
Торгово-промышленный потенциал
Москва, Китай-город, Солянский проезд, 1/27 БЦ «Китай-Город», оф. 5-34
Тел.: +7 (495) 663-30-72 (мн.)
схема проезда